Мифология угро-финнов включает в себя комплекс мифологических представлений целого ряда этносов, относящихся к финно-угорской группе – финны, карелы, эстонцы, мордва, мари, удмурты, угры, венгры.Мифологические представления этих народов имеют немало общего, но также содержат и оригинальные мотивы. К общим представлениям относятся, прежде всего, космогонические мифы, примерно схожие по содержанию. Бог-творец велит младшему брату в образе водоплавающей птицы достать со дна океана ком земли, из которого творит твердь и все полезное, а его брат из частички земли, утаенной во рту – все вредное.Также схожи представления о строении мира, имеющего вертикальную проекцию с непременной мировой осью в виде горы, Мирового древа или столпа. Верхний мир находился во владении небесного бога, демиурга, землю обыкновенно представляла богиня-мать, в подземном мире правил противник верховного бога.Наиболее богатой среди всех является финно-карельская мифология. Из самых значимых сюжетов следует выделить космогонический миф, по которому земля была создана из яйца, отложенного некоей птицей на колени Вяйнямейнена.Финны имели достаточно развитый пантеон, в который входили верховный бог Юмала, покровитель охотников Тапио, бог воды Ахти, бог луны Раккой, бог войны Турисас, множество божеств, покровительствовавших земледелию и хозяйству в целом.Из мифологических циклов следует выделить легенды о культурных героях. В первую очередь это Вяйнямейнен – не только культурный герой, но еще и демиург. Причастный к творению мира, Вяйнямейнен оформил его, а кроме того добыл огонь, сплел первую сеть, создал музыкальный инструмент кантеле. Проникнув в загробный мир Туонелу, Вяйнямейнен овладел мудростью, не существовавшей еще на земле. Он вернул людям похищенные хозяйкой Похъёлы (Севера) солнце и месяц, а заодно выкрал сампо (источник изобилия). В пути спутник героя Еукахайнен уговорил Вяйнямёйнена запеть. Эта песня пробудила Лоухи, та догнала лодку, поставив на ее пути скалу. Во время борьбы сампо разбилось, отчего людям досталась лишь часть благ.Второй из финских культурных героев – Ильмаринен, демиург и божественный кузнец. Ильмаринен выковал небесный свод, плуг, меч и пр. Он – соперник Вяйнямейнена, уступая тому в силе, прежде всего из-за магических способностей последнего. В одних эпизодах Ильмаринен выходит победителем, в других терпит неудачу. Из легенд о Ильмаринене интересно предание о том, как тот заманил в сундук смерть, опустив ее на дно моря, из-за чего люди не умирали триста лет.Еукахайнен – тоже культурный герой, но с характером трикстера. В отличие от мудрого Вяйнямейнена Еукахайнен вечно попадает впросак, проигрывает в спорах, портит все то, что делает старший собрат: лодку, меч и т.д. Он – виновник того, что людям не досталось сампо.Данные по эстонской мифологии сохранились лишь в незначительных фрагментах. Наибольший интерес представляют сказания о Калевипоэге. Первоначально этот герой воспринимался как великан, с именем которого связывали особенности ландшафта. Впоследствии возник образ эпического героя, борца с ванапаганами – злыми великанами, чертями. На основе народных легенд о Калевипоэге Ф. Крейцвальд составил одноименный героический эпос.Мифология саамов родственна финской, но в большей степени архаична. Саамы знали бога неба, солнечное и лунное божества, бога ветра, бога плодородия, богиню весны и пр. Оригинальным мифическим персонажем можно признать Мяндаша – оленя-оборотня, тотема саамов, воспринимавшегося умирающим и воскресающим зверем.У коми также существует множество богов, одно из основных – женское, какому, если верить легенде, был посвящен золотой идол – «Золотая баба». Любопытно соотношение благого ога демиурга Ену и его антипода творца зла Омола или Куля. Оба они в виде лягушек обитает в болоте-хаосе. Ен слеп и глуп, Омоль – зряч и хитер. Омоль создает себе женщину, какую безуспешно пытается похитить Ен. Тогда Ен удаляется на небо, где из тины творит землю. В дальнейшем противники вступают в схватку, поражение в которой терпит Омоль.Для мифологии удмуртов свойственно дуально-троичная теогоническая система, когда в мире господствуют добрый и злой демиурги, оппозицию которых укрощает божество земли и урожая Кылдысин.Оригинальной чертой мордовской и марийской мифологий является представление о духах-матерях ава, покровительствующих конкретным аспектам природы. Кроме того, в мордовской мифологической традиции есть любопытный культурный герой Тюштан, какому приписывается установление норм земледелия, а также победа над всеми врагами. Время Тюштяна оценивается как золотой век, но он этический культурный герой, способный наслать неурожай и стихийное бедствие. Если Тюштян вновь выступит против врагов, начнется война, которая погубит мир.Весьма разработаны мифологические представления обско-угорских народов – ханты и манси. У данных этносов существует целый ряд космогонических мифов, более того – есть даже апокалиптические предания, по которым на землю сойдет огненный потоп, перед которым великаны-людоеды менквы семь лет будут пожирать людей. Во время потопа спасутся лишь те, кто соорудят плоты из семи слоев бревен – шесть прогорят, уцелеет последний. После потопа уцелевшие люди обратятся в водяных жучков, а потом рассыплются прахом, что и будет означать конец света.Мифология венгров подверглась сильному влиянию христианства, но тем не менее сохранилась информация о Мировом «орлином» дереве. Почти все венгерские боги растворились в христианском пантеоне, хотя можно с уверенностью вычленить фигуры небесного отца, матери-земли, повелителя подземного царства, отождествленного с дьяволом.
Источник http://mifologiya.com/