Опасные мемы и эволюция культуры, от наших пользователей

Опубликовано: 19.10.2019
опасные мемы и эволюция культуры

В то время как в нашем сознании укоренилось восприятие мема как вирусной картинки из Интернета, учёные пришли к убеждению, что мем — это нечто большее, чем Rage faces, Trollface и иже с ними. Так, ещё в 1976 году английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» выдвинул теорию, что, как биологическая эволюция движется генами, двигателем культуры человечества являются мемы — самовоспроизводящиеся единицы культурной информации, которые, по сути, представляют собой доминирующие идеи, мотивы, запоминающиеся фразы, модные тенденции, подхватываемые людьми на том или ином временном отрезке.

Выступая на Канском фестивале в 2013 году, Докинз подчеркнул:

Поэтому я поговорю об этом немного, учитывая, что в нашей программе ещё много чего есть. Вот вы в лесу, или на лужайке, и вы видите муравья, ползущего по травинке. Он карабкается на самый верх и падает, карабкается, падает, карабкается, пытаясь удержаться на самом верху травинки. Что же этот муравей делает? Чему он способствует? Какую цель этот муравей пытается достичь, карабкаясь по травинке? Что муравью от этого? Ответ – ничего. Муравью от этого просто ничего. Ладно, почему же он это делает? Просто особый случай? Да, просто особый паразит – ланцетовидная двуустка. Это крошечный мозговой червь. Паразит, которому нужно попасть в желудок овцы или коровы, чтобы продолжить свой жизненный цикл. Подобно тому, как лосось плывёт вверх по течению, чтобы добраться до нерестилища, так и ланцетовидная двуустка захватывает проходящего муравья, заползает в его мозг и едет на нём, как на вездеходе, вверх по травинке. Так что муравью от этого никакого толку. Паразит захватил мозг муравья в заложники и управляет им, вызывая самоубийственное поведение. Жутковато.

В цифровую эпоху Интернет, безусловно, становится «инкубатором креативности», средой, в которой мы творим и делимся новыми идеями. Но так ли хороши и полезны наши идеи-мемы? Известный американский философ и учёный-когнитивист Дэн Деннет подхватил теорию Докинза и представил свою версию роли и места мемов в культуре, которые часто бывают опасными и губительными для общества в целом.

По мнению Деннета, каждый из нас является носителем тех или иных  мемов, и на каждом из нас лежит ответственность за эти мемы и за то, какой вирус они привнесут в этот мир. Деннет убеждён, что, как и вирусы, опасные мемы уничтожить невозможно. Зато их можно изучать и искать способы выработки иммунитета у носителей разных культур к «токсичным идеям». В этом смысле будущее за меметикой — наукой, изучающей мемы. Да будет так.

А происходит ли нечто подобное с людьми? Ясно, что причину не следует искать в генетическом состоянии вида или индивидуума. Возможно, у некоторых уже появилась ассоциация со словом «Ислам», которое означает «подчинение собственных интересов воле Аллаха». Идеи, а не паразиты – вот кем захвачены наши мозги. Хочу ли я тем самым сказать, что достаточно крупная часть населения земли захвачена паразитическими идеями? Нет. Всё гораздо хуже. Захвачено большинство населения. Имеется множество идей, за которые люди готовы положить жизнь. Свобода — если вы из штата Нью-Хэмпшира [Лозунг этого штата — «Свобода или смерть»]. Справедливость. Истина. Коммунизм. Много жизней положено за коммунизм, и много за капитализм. Много за католичество. И много за ислам. Это лишь несколько идей, за которые люди готовы положить жизнь. Они инфекционны.

Для мемов культурная среда человечества — такая же среда передачи, как для генов — генофонд. Интересные идеи, удачные песни и стихи, идиотские лозунги — всё это мемы. Аналогично передаваемому половым или вирусным путём гену, мем — это всё, что размножается самовоспроизведением. В 1976, когда я поставил рядом мем и вирус, я отозвался о ряде идей, в частности религиозных, как о вирусах сознания. Мемы от генов отличает только среда распространения. Как и гены, мемы в принципе способны пережить жизнь человека. А мемы, которыми человек пополнил культурную сокровищницу, останутся неизменными и после того, как его гены растворятся в общем генофонде <…>. В «Эгоистичном гене» я привёл слова одного выдающегося биолога: «Может, и сейчас по миру ходят гены Сократа, а может быть и нет. Но какая разница? Ведь мемы, что нам оставили в наследство Сократ, Да Винчи, Коперник и Эдисон, по-прежнему живы».

Источник: http://zelenstroy-tver.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться