Новое: самые драматичные космические миссии 2016 года

Опубликовано: 27.1.2019
потеряны и найдены: самые драматичные космические миссии 2016 года

Это был напряженный год для космических аппаратов по всей Солнечной системе. Некоторые из них разбились о далекие планеты, другие были найдены спустя многие годы. Новые миссии тоже получили начало, например, исследование Юпитера и эксперименты с надувными жилищами в космосе. Перед вами самые напряженные космические повороты 2016 года.

Никто не знал в точности, где приземлился посадочный модуль, поскольку камеры «Розетты» не обладали достаточным разрешением, чтобы найти его место посадки. Это изменилось лишь когда «Розетта» оказалась в месяце от запланированного приземления на саму комету. В сентябре орбита «Розетта» проходила всего в 2,7 километра от поверхности и «Филы» нашли в одной из предполагаемых зон.

После невероятных 22 месяцев тишины в NASA наконец услышали свой потерянный космический аппарат. Одна из двух обсерваторий STEREO-B прекратила передачу данных в октябре 2014 года. В августе Deep Space Network космического агентства, наконец, нашла космический аппарат.

Хотя миссий к Юпитеру было довольно много, большинство из них были простыми облетами — ни одна из них не делала того, чем сейчас занимается «Юнона». Этот космический аппарат изучает состав Юпитера — его интерьер до сих пор плохо изучен — а также его магнитные и гравитационные среды. Цель состоит в том, чтобы лучше понять, как был сформирован Юпитер и как он влияет на другие планеты сегодня. Возможно даже, что мы сможем применить знания, полученные в ходе деятельности «Юноны», к изучению экзопланет.

Новый Trace Gas Orbiter, который прибыл на Марс в октябре, был спроектирован для поиска следовых газов в атмосфере Красной планеты. Углекислый газ — основная сила на Марсе, но в атмосфере также встречаются и другие, менее обильные порции газов, которые изучены похуже. Например, метан, который обнаруживали в разных объемах разные телескопы, орбитальные аппараты и даже марсоход NASA «Кьюриосити».

Аппарат медленно пройдет между Сатурном и его кольцами — впервые в истории освоения космоса — чтобы лучше понять структуры частиц, составляющих корону Сатурна. В сентябре 2017 года аппарат нырнет в Сатурн, сделает атмосферные измерения и погибнет. Героически.

Космический аппарат «Кассини» обеспечивал беспрецедентный взгляд на Сатурн и его системы в течение последних 12 лет. Мы увидели струи воды на Энцеладе, озера на Титане и странные вертикальные структуры в кольцах Сатурна. Космический аппарат исчерпал почти все свое топливо с 1997 года, поэтому руководители миссии хотят направить «Кассини» прямо в Сатурн.

«Скиапарелли» отделился от ExoMars Trace Gas Orbiter и осуществил спуск, как было запланировано, 19 октября, но по дороге что-то произошло и модуль разбился. Что именно произошло — выясняют до сих пор. К счастью для ЕКА, NASA удалось сделать несколько снимков места крушения при помощи Mars Reconnaissance Orbiter. Теперь в ЕКА будут тщательно анализировать случившееся, чтобы не повторить его в следующий раз.

Расследованием было установлено, что у космического аппарата, вероятно, были проблемы с системой ориентирования. В итоге Хитоми закружился, хотя бы стабильным, поскольку начали вращаться поворотные колеса. Это привело к другим проблемам, в результате чего космический аппарат начал вращаться так быстро, что попросту развалился.

1 сентября ракета Falcon 9, принадлежащая SpaceX, находилась на стартовой площадке и проходила стандартное статическое испытание на огнестойкость перед запуском Amos-6 — израильского спутника связи. Ракета взорвалась вместе со спутником. К счастью, никто не пострадал.

Потребуются годы, чтобы обработать все собранные данные, но полет Келли и Корниенко, как ожидается, поможет ученым узнать больше о влиянии космоса на организм человека.

Точная причина долгое время была предметом исследований. Официальная позиция на текущий момент такова, что в системе гелиевого охлаждения в баке с жидким кислородом во второй ступени ракеты оказалась брешь. Хотя это доподлинно не известно, возможно, она появилась в процессе загрузки гелия в бак.

К сожалению, в NASA не смогли восстановить космический аппарат, поскольку он был неуправляемым и далеко от Земли, в два раза дальше, чем Солнце от нас. Вооружившись скудным набором данных, агентство попыталось стабилизировать космический аппарат, но один из двигателей обсерватории не работал (замерз, наверное). В последний раз NASA услышало STEREO-B 23 сентября и пока не оставляет попыток связаться с обсерваторией снова.

Тяньгун-1 была первой космической станцией Китая — не полноценной, но небольшим прототипом для расширения космической программы в будущем. Ее запустили как цельную станцию в сентябре 2011 года и с тех пор навестили тремя кораблями: Шэньчжоу-8 (беспилотный), Шэньчжоу-9 (с экипажем) и Шэньчжоу-10 (с экипажем).

Приземление «Филы» прошло довольно жестко после отделения модуля от родительского космического аппарата «Розетта» в ноябре 2014 года. Небольшой спускаемый аппарат отскочил после первого контакта с кометой 67P/Чурюмова — Герасименко и взлетел на два часа, чтобы потом успокоиться в затененной области под большим камнем. Как результат, его солнечные батареи совсем разрядились. «Филы» успел проделать научной работы на несколько десятков часов, погрузился в спящий режим и лишь несколько раз пискнул в последующие месяцы, прежде чем Европейское космическое агентство окончательно отказалось от попыток связаться с ним.

Станция состояла в работе более четырех лет — в два раза дольше, чем ожидалось — и в настоящее время ее орбита понемногу теряется, так что станция упадет на Землю. Китай ожидает «уронить» станцию во второй половине 2017 года.

«Юнона» прибыла на Юпитер 4 июля и в течение последних нескольких месяцев осуществляет научные наблюдения. Руководители миссии регулярно размещают в Твиттере «Юноны» любительские фотографии на основе данных камеры JunoCam. Подробные данные будут поступать, очевидно, в течение следующего года.

На Марс довольно трудно приземлиться — спросите у любой группы, которая пыталась отправить туда посадочные модули в течение многих лет и не смогла (NASA, бывшее советское и европейское космические агентства). И если в ЕКА думали, что извлекли уроки из неудачной попытки посадить «Бигль-2» в 2003 году, оказалось, что нет. «Скиапарелли» не удалось посадить. Впрочем, и не сильно хотелось: цели миссии были другие.

Многие астронавты проводили на станции по шесть месяцев, однако NASA планирует проводить более длинные миссии в рамках подготовки путешествий на Марс в грядущие годы. В 2015 году Михаил Корниенко (Роскосмос) и Скотт Келли (NASA) отправились на МКС на целый год. Со времен эпохи станции «Мир» люди впервые провели так много времени в космосе. Оба космонавта благополучно прибыли на Землю в марте.

Международная космическая станция — это отличное место для долгосрочных исследований всего, что только можно исследовать, от растений до физиологии человека. Также это отличное место для проверки новых процессов и идей. Из недавнего — надувной жилой модуль Bigelow Aerospace BEAM. Bigelow вывела несколько надувных мини-станций на низкую околоземную орбиту несколько лет назад. Теперь нужно проверить, как этот модуль приживется на МКС.

Хитоми был спутником рентгеновской астрономии Японского агентства аэрокосмических исследований, который должен был изучать высокоэнергетические процессы по всей Вселенной. Космический аппарат отправился в космос, как и было запланировано, 17 февраля, но операторы потеряли с ним контакт 26 марта и уже навсегда.

BEAM надули 26 мая, но первая попытка прошла не очень удачно (по всей видимости, слои ткани слиплись). Вторая попытка 28 мая прошла успешно. Астронавты несколько раз вошли в BEAM, чтобы собрать пробы воздуха и просто осмотреться. Однако большую часть времени надувной модуль будет висеть прикрепленным к узлу Tranquility.

TGO сейчас на сильно вытянутой орбите, но со временем он использует атмосферное торможение — скольжение через тончайшие части атмосферы Марса — чтобы снизиться на научную орбиту на высоте 400 километров над поверхностью. ЕКА признает, что это займет время, но сэкономит топливо и даст много информации о марсианской атмосфере.

Источник: http://zelenstroy-tver.ru